Skip to main content

Путешествие с Workaway

Для нашего очередного материала из серии личного опыта жизни за рубежом мы поговорили со Светланой Фальковской и Вениамином Фальковским , которые одновременно ведут свой бизнес и путешествуют по миру.

Светлана Фальковская, основатель и генеральный директор компаний A.S.Wellas Executive Search and Recruitment и LinkLab | Лаборатория Социальных Связей. Эксперт в вопросах управления и мотивации персонала, рекрутмента, трудовых отношений, построения карьеры. Ее комментарии и статьи выходили в таких изданиях, как Newsweek, RusBase, CIO Journal, Управление персоналом, Финансовый директор, Cosmopolitan.

Вениамин Фальковский, Chief People Officer компании A.S.Wellas Executive Search and Recruitment — подбор ключевых сотрудников для международных компаний. Сотрудники в 11 странах, клиенты на 5 континентах, включая Россию и СНГ, Европу, США. Генеральный директор компании LInkLab — лаборатории карьерных связей.

Почему вы решили отправиться в длительное путешествие и как открыли для себя сервис Workaway?

Светлана: У нас была идея поехать в кругосветное путешествие, а поскольку это крайне затратно, то мы искали способы сэкономить. В  2013 году мы наткнулись на известный сайт HelpX, где люди размещали свои объявления, а волонтеры могли регистрироваться за €20 в год. Мы могли находить людей (хостов), которые ищут себе добровольцев с размещением. Система подразумевала следующее — хозяева предоставляют жилье и питание, а мы 4 часа в день работаем на них. Сразу скажу, что в более бедных странах, вроде Мексики и Эквадора, предоставляют только жилье. Естественно, что во Франции или США и полный пансион, и кормят отлично.

путешествие с WorkawayБарселона, начало кругосветки

Наш первый опыт был во Франции в 2014 году, и там наши хозяева рассказали нам еще про один сайт — Workaway.info, которым мы впоследствии пользовались наравне с HelpX. Кстати, HelpX, кажется, уже не существует. Тогда же мы опробовали другие только что запустившиеся сервисы — например, Blablacar, когда впервые ехали из Барселоны в Тулузу. В общей сложности мы побывали в 8 странах на 11 Workaway’ях. Это были совершенно разные задачи, разные хозяева. Система только начинала свою работу: кто-то из хостов точно знал, зачем мы ему нужны, кто-то — не очень. Поэтому опыт у нас очень разнообразный.

путешествие с Workaway

А что насчет языкового барьера? И как в целом складывается общение между хостами и волонтерами?

Светлана: В Латинской Америке, например, никто не говорит по-английски, поэтому уже в Испании и Мексике мы начали изучать испанский. Ведь в любом случае ты всегда выучиваешь какой-то основной набор фраз для той страны, в которую приехал. Но обычно хосты говорят по-английски.  Система на сайте сама предлагает разные опции: можно выбрать язык или задать критерии жилья. Многие уверены, что волонтерская работа подразумевает очень тяжелые бытовые условия, что жить вы будете в каком-нибудь сарае, вас не будут кормить и у вас вообще не будет никаких прав. Особенно у русскоязычных есть это «жертвенное» восприятие. На самом деле, вы имеете полный контроль над ситуацией, а в если вам что-то не нравится, вы смело можете уехать.

Мы, правда, ни разу не уезжали, но были нюансы. Например, мы всегда и везде писали, что мы хотим жить вдвоем с мужем и нас не стоит разделять. И однажды мы приехали в семью в Америке, у которой уже было большое количество волонтеров. И хосты селили добровольцев в «барачном стиле» — в одну комнату девочек, в другую — мальчиков, так нас и разделили. Но в итоге мы нашли способ: на участке стоял старый трейлер для путешествий, который мы отмыли, отремонтировали и поселились в нем.

undefinedМексика, с другими волонтерами

Бывает, что с хостами просто не совпадаешь характерами. Однажды мы очень долго возвращались из Франции в Испанию. Провели много времени в пути, не спали, и по прибытии я чувствовала себя не очень хорошо и почти сразу уснула. Хозяйка, увидев это, начала паниковать, но, отоспавшись, мы поговорили и смогли все уладить. С ее другими ее претензиями мы тоже как-то справились.

Но бывает и наоборот. По рассказам хозяев, кто только к ним не приезжал. Да и сами мы столкнулись с разными ситуациями, когда стали хостами. Например, волонтер в своих критериях написал, что ест всё, а на самом деле оказался веганом. А Черногория, где мы сейчас живем — страна мясоедов. И в магазин за свежей зеленью нужно ехать на машине 30 мин. Но в целом обычно все эти вопросы решаются без больших потерь.

Французская провинция

Вениамин: Когда мы приглашаем к себе волонтера по системе Workaway, он фактически становится полноценным членом семьи. То есть он включается в семейные отношения, потому что мы в любом случае много общаемся — это всегда фан, всегда туса. За завтраком, обедом и ужином всегда вместе. Но мы очень строго подходим к выбору волонтеров: изучаем их социальные сети, предварительно созваниваемся, случайных людей здесь быть просто не может. Поэтому, и ситуацию с веганом, и с другим парнем, который однажды взял у нас машину и оставил на ней царапины, при этом нам ничего не сказав, мы восприняли как своего рода семейную проблему. И решили мы эти проблемы по семейному: просто по-го-во-ри-ли.

Был такой путешественник — Миклухо Маклай. Он изучал аборигенов где-то в Папуа Новой Гвинее. История гласит, что на одном из островов жило какое-то жуткое племя, которое убивало всех белых, которые туда высаживались. Но Миклухо Маклай владел таким языком, который понятен буквально всем людям на планете. Когда он прибыл на этот остров, к нему вышел вождь племени и начал тыкать в него копьем и что-то кричать. Известный путешественник сел, разулся, достал из сумки еду, разложил ее перед собой и заснул. Таким образом он наглядно показал этому племени, что он не представляет угрозы. Эти действия — это всем понятный язык.

Лиссабон, Португалия

Если посмотреть фильмы о знаменитых мореплавателях, которые первыми каким-то образом завоевывали расположение аборигенов, то все они сначала обменивались едой. И именно этот акт осуществляется, когда к нам приезжает кто-то по Workaway. Мы с волонтером первым делом садимся за стол и вместе кушаем. И это разделение еды указывает на то, что мы не можем враждовать. Можем торговаться, можем разойтись по краям, можем не подойти друг к другу и разъехаться, но мы точно не будем враждовать. Это тот самый универсальный язык, которым мы овладели, путешествуя по многим странам. Мы были в Испании в различных ее регионах, в Никарагуа и Гватемале. И люди везде разные, хоть у них и один язык — испанский.

Франция

И это возвращает меня к началу нашего разговора.

Принято считать, что если люди едут в путешествия, то они хотят посмотреть как можно больше достопримечательностей. Посетить Лувр в Париже, Прадо в Мадриде. Нас же интересовали язык, супермаркеты, рабочие, пекари, официанты. У нас была цель — избегать туристических мест. Когда мы натыкались на какую-нибудь достопримечательность, то разворачивались и уезжали, потому что это дорого — денег у нас в обрез. А вот познакомиться с местной культурой нам всегда удавалось. И это достигалось через общение с местными. Например, во Франции мы жили с английской семьей. И хост мне сказал, что его русский точно хуже, чем мой английский, хотя на тот момент я очень плохо говорил. А это самая «французская Франция из всех Франций». И поэтому Workaway отвечает всем нашим целям, как путешественников.

Еще очень здорово путешествовать парой. Это всегда какая-то поддержка и совместная работа. Например, Света во время наших путешествий занималась планированием поездки, распределением финансов, поиском хостов, к которым мы бы хотели поехать. А я занимался оффлайн-коммуникациями. Как случилось с той ситуацией в Америке, когда нам обещали одну комнату, а мы приехали и увидели там еще 9 волонтеров, из-за чего нас разделили. Ничего страшного: провели пару ночей порознь на двухъярусных кроватях. Потом я поговорил с хостами, и они вспомнили, что у них на участке стоит трейлер, где есть прекрасная кровать, ванная, кухня — буквально двухкомнатная квартира, но немного запущенная. Мы предложили привести трейлер в порядок и в итоге за день его отмыли. В общем, поначалу было ощущение казармы и очень плохих хозяев, а в конце мы даже не хотели уезжать.

Как долго вы путешествовали? Вы возвращались домой в течение того года?

Светлана: Мы были в путешествии 10 месяцев. Выехали 12 марта 2014 года, а вернулись в конце января 2015. Всего мы посетили 18 стран, на Мальте, в Швеции и Испании помимо Workaway мы также использовали Couchsurfing. В некоторых странах жили в хостелах или ночевали в палатке. В основном страны мы выбирали только по тому, какой Workaway нам больше подходит. Начали мы путешествие с Европы, но точно решили, что обязательно поедем в США, где впоследствии у нас было 3 разных Workaway. В США мы купили машину, проехали на ней через 19 штатов и потом поехали волонтёрить в Мексику.

Белиз

Чуть позже нам написали из Эквадора и спросили, через сколько дней мы сможем приехать и приступить к работе, я тогда назвала срок в месяц. Мне казалось, что этого времени вполне хватит, чтобы доехать на машине из Мексики в Эквадор. На практике же для этого надо проехать всю Мексику (а это огромная страна с 31 штатами, по размеру почти США), плюс проехать всю Центральную Америку и всю Колумбию. Мы осознали амбициозность задачи, как только выехали. Кроме расстояния есть еще нюансы: нужно проходить много границ, а еще учитывать, что там почти повсюду джунгли и сельская местность, нет интернета и никто не говорит по-английски. В итоге мы проехали через 11 штатов в Мексике и шесть стран Центральной Америки.

Мексика

Когда мы были в Панаме, нам пришлось продать машину, потому что переправлять авто через Панамский канал оказалось чрезвычайно дорого, а у нас все же было очень бюджетное путешествие. До Колумбии мы уже добирались общественным транспортом, до Эквадора тоже. Конечно, в месяц мы не уложились, но опоздали не сильно. В принципе, и хост был готов нас ждать сколько угодно, потому что желающих ехать в такую глушь особо не было. В Эквадоре мы месяц жили в маленькой деревне Момпиче на берегу океана, там даже школы не было, а продукты привозили в магазин 3 раза в неделю.

undefined

Если в целом говорить о бюджете поездки, то в Европе мы тратили примерно по €700 в месяц, там мы практически все время были на Workaway. В США, так как уже была машина, появились затраты на бензин, расстояния были больше, мы больше жили в отелях, стали тратить примерно $1500 в месяц на двоих.

Какой опыт был самым запоминающимся?

Вениамин: Пожалуй, это были немцы. Немцы, которые жили в Мексике.

Светлана: У нас еще были немцы, которые жили в Греции.

Вениамин: Да, и немцы, которые жили во Франции. В общем, я люблю немцев. С одной стороны заносчивые, но с другой очень дружелюбные. Так вот, мексиканские немцы владеют рестораном в городке La Cruz de Huanacaxtle. Это район неподалеку от порта Nayarit — любимое место отдыха американцев и европейцев в Мексике. У меня есть наблюдение, что немцы, если куда-то путешествуют, то в первую очередь едут за атмосферой, а в остальном они очень консервативны. Они везде создают вокруг себя маленькую Германию — пиво в больших кружках, сосиски, квашеная капуста, смешанная с макаронами. Кстати, очень вкусная вещь!

Итак, когда мы приехали в Мексику, то у нас было только жилье, но ни питание. Работа в этом ресторане была очень своеобразная — я был немного плотник, немного электрик, немного маляр и так далее. Я обратил внимание на то, что в ресторане ежедневно перегорали лампочки. И тут отмечу: нужно понимать, как мексиканцы делают проводку — это такие громадные скрученные клубки проводов, непонятно, где и какая фаза. В общем, я сказал, что у меня есть опыт, по образованию я радиоконструктор — короче, разбираюсь в таких вещах. Хозяева ответили, что они много раз пытались все исправить, приглашали разных специалистов, и ничего не получалось. В итоге, понаблюдав за моей работой, хозяева ресторана — немцы сказали: «Знаешь, Бэн, вот так у нас делают в Германии!». Благодаря этому они нас начали и кормить в своем ресторане, и потом еще денег заплатили.

На открытии ресторана в Мексике

Я очень хотел сделать что-то полезное, важное и ценное для хостов с Workaway, и у меня получилось! Мы до сих пор дружим с этими ребятами по переписке, и мы видим в их соцсетях фотографии волонтеров, которые к ним приезжают. Забавное совпадение — многие из них внешне похожи на меня.

Многие люди наверняка хотели бы попробовать Workaway, но их пугает то, что они могут выпасть из профессиональной жизни. Как это было в вашем случае, тем более что вы работаете в сфере подбора персонала и много знаете об этом?

Светлана: У меня есть много разных историй на этот счет, ведь я уже двадцать лет занимаюсь рекрутментом. Многие кандидаты, с которыми я работала, за это время на моих глазах построили карьеру. Например, была одна иностранная компания, собственником которой был мой знакомый. И на позиции исполнительного директора у него работала девушка, с которой мы сотрудничали — подбирали персонал. В какой-то момент она ушла в другую фирму уже на роль генерального директора, затем запустила свой стартап. А потом я узнала, что она уехала в Колумбию на год волонтерствовать.

Мне тогда казалось, что ей просто все надоело, потому что постоянная работа в офисе, особенно на топ-позиции в России, — это напряженный труд с большим количеством стресса. И вот в Колумбии она встречает своего будущего мужа-португальца. Вместе они уезжают в Португалию. Затем ее муж получает работу в Нигерии. Они едут в Нигерию, и эта девушка устраивается на работу к нам в агентство. С 2010 года наше агентство полностью работает в онлайн-режиме. Сначала это была вынужденная мера: в разгар кризиса 2008 года, когда клиенты перестали заказывать услуги рекрутмента, мы съехали из офиса и перешли на удаленный режим работы. Когда обороты начали восстанавливаться, возвращаться уже никто не хотел.

Мы долго это не афишировали, потому что клиенты этого не понимали. Если у тебя бизнес, то обязательно должен быть и роскошный офис в центре города, и секретарша на входе, и все остальное. Нынешняя ситуация с COVID-19 буквально помогла нам это, так сказать, легализовать. Теперь это в порядке вещей и даже считается современным. Роскошный офис у нас, кстати, был — на Смоленской площади, многие клиенты, чтобы похвастаться тем, с кем они работают, возили к нам в офис свое иностранное начальство.

Вениамин: Да, раньше было трудно работать на удаленной основе, ведь многие нам говорили: «Да вы дауншифтеры, что с вас взять? Вы все равно работать не можете, ведь для нормальной работы нужно сидеть в офисе!». Доходило до смешного. Мы сидели со Светой в очень красивом месте во Флориде: океан, кафе с огромными чашками кофе в американском стиле, рядом стоит Dodge Intrepid 1994 года, на котором мы ездили. И в этой обстановке мы открываем ноутбуки и пытаемся заключить какой-то контракт, объясняя клиенту, почему у нас нет офиса.

США

Но сейчас эта проблема неактуальна, ведь теперь мы уже не бизнес-дауншифтеры, а просто удаленно работаем, как и многие другие. Удаленная работа нам тогда сильно помогла. Мы были свободны для того, чтобы отправиться в путешествие, и могли работать, находясь в любой точке мира.

Как вы адаптировались, когда вернулись из этой увлекательной поездки?

Вениамин: Из той поездки мы, можно сказать, не вернулись. Между Мексикой и Эквадором нам нужно было совершить марш-бросок через всю Центральную Америку на машине, которую мы купили в США за $1000. В Панаме кончилась дорога, ведь там только джунгли и горы. Нам пришлось продать машину за $100 и мы остались с тем, с чем это путешествие начиналось — два рюкзака по 11 и 7 кг. И во время перехода между Панамой и Колумбией вдруг выяснилось, что Света беременна. Поэтому после Эквадора мы вернулись назад в Европу, а оттуда в Россию, где родился наш сын. Поскольку в России нам сидеть не захотелось, мы поехали в Испанию, продолжили путешествовать и оказались в Черногории. В Черногории мы задержались на несколько лет, с короткими перерывами на путешествия по Балканам и близлежащим странам.

Черногория, Пивский каньон

Примерно с полугода до 2,5 лет наш младший сын не очень хорошо переносил транспорт. Так что стали ждать, когда повзрослеет. А сейчас не путешествуем, потому что границы закрыты. Но сами принимаем волонтеров, являясь хостами Workaway.

Светлана: После Эквадора мы планировали Бразилию, потом Чили и Перу, потом морем до Австралии. Чтобы ехать дальше из Эквадора по Южной Америке, нужно было делать прививки (например, от желтой лихорадки), иначе через границу просто не пустили бы. А беременным эти прививки противопоказаны. Поэтому какое-то время мы пробыли в Эквадоре, затем прилетели в Испанию. Я сделала скрининг и мне сказали, что все нормально, и мы вернулись в Москву. А когда ребенку было 4,5 месяца, мы улетели назад в Европу.

Уже живя в Черногории, мы успели объездить много интересных стран. Например, мы были в Косово и в Боснии, где огромное количество памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, там часто ищут волонтеров на реставрационные работы.

Как строить карьеру и при этом работать там, где хочется?

Светлана: Я думаю, в наше время уже стоит осознанно выстраивать карьеру, ведь попытки уцепиться за насиженное место в офисе перестают быть актуальными. Вообще неясно, что станет с этими офисами в следующие два-три года. Сейчас люди поняли, что нельзя быть на 100% уверенными в будущем, даже если ты числишься в штате. В общем, нужно брать все в свои руки, полагаться только на себя и самому выстраивать карьерный путь.

Вениамин: У Дэйла Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» есть история про парня, которому поставили смертельный диагноз и дали год, и тогда он наконец начал жить, как хотел. Вот эта история про меня, я вообще не офисный человек. Я думаю, что если бы я остался в Москве и работал в офисе, то я давно бы оказался на кладбище.

Черногория, национальный парк Дурмитор

Светлана: Когда мы уезжали в 2014 году, наша компания работала только на территории России и СНГ. Сейчас же у нас абсолютно интернациональный бизнес — мы работаем с ОАЭ, США и Европой, у нас есть сотрудники в Африке и Латинской Америке. Как видите, то что мы почти год мели полы и крутили проводку, далеко продвинуло нас по бизнесу в том числе. За эти 10 месяцев мы полностью переосмыслили и переформатировали свое дело.

Хотите узнать больше о проектах Светланы и Вениамина, переходите по ссылкам ниже:

Личный сайт

Сайт компании

Instagram

LinkedIn

О наших путешествиях

Если вам интересен личный опыт эмиграции, то можете почитать следующие статьи:

Рабочая иммиграция в Австралию

Учебная иммиграция в Германию

Рабочая и бизнес-эмиграция в Эстонию

Учебная и рабочая иммиграция во Францию

Учебная и рабочая иммиграция в Испанию

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию

Делаем иммиграцию проще и доступнее. Помогаем поступить в зарубежные вузы, найти работу или стажировку, выбрать подходящее направление и иммиграционную программу, организовать бизнес-релокацию в 73 страны.

навигатор по иммиграции
Close Menu

Abroadz — Гид По Иммиграции

Наш проект существует с 2016 года. И наша главная задача — сделать процесс иммиграции и получения международного опыта максимально простым и понятным.

Мы помогаем поступить в зарубежные вузы, найти работу, открыть бизнес, получить паспорт другой страны и во многом другом.