Для нашего очередного материала из серии личного опыта переезда за рубеж мы поговорили с Дмитрием из Москвы, который переехал в Австралию.
Я родился в Реутове (это такой наукоград под Москвой), мои родители инженеры, так что я отчасти пошел по их стопам. Сначала я учился на физика-математика, потом по специальности «цифровая обработка сигнала». В общей сложности 11 лет проработал в Научно-производственном предприятии «Квант» при Федеральном космическом агентстве (в советское время — Всесоюзный научно-исследовательский институт источников тока). Там же я защитил диссертацию на стыке информатики, материаловедения и технологии. Параллельно с этим я занимался разработкой интернет-магазинов на Битриксе.
Также в начале нулевых я начал увлекаться йогой — сначала ходил по московским йога-центрам, тогда их было всего ничего, так что начал заниматься сам — ездил по семинарам, общался с единомышленниками. Затем я встретил своего учителя, и он пригласил меня в Южную Корею. Там я проникся корейским куксандо — это целостная восточная наука о том, как жить долго и оставаться здоровым.
Причина переезда
Что касается иммиграции, то просто было несколько факторов, которые сошлись вместе. В конце 90-х и начале нулевых я ощущал в России чувство свободы, свежести и стабильности — люди наконец-то нормально заживут. Действительно, многие начали хорошо зарабатывать и ездить по другим странам. Но потом, примерно с 2012 года все пошло в обратную сторону. Очень многие из тех, кто выразил свое неодобрение власти и тогдашним событиям, были вынуждены покинуть страну. Был еще один случай, который сильно повлиял на мое решение. В 2015 году незадолго до смерти моего отца мы с ним смотрели телевизор, и во время выпуска новостей было показано начало военных действий в Сирии — мой отец раньше ездил туда по делам, ему нравилась эта страна, он восхищался ее развитостью. И когда он увидел то, что там творится с участием России, он сказал мне: «Если у вас с сестрой когда-нибудь будет возможность уехать в другую страну, пожалуйста, воспользуйтесь ей».
Это отчасти сыграло свою роль. И в итоге в 2016 году я и моя сестра начали работать над этим вопросом. Тогда мы уже знали, что наш дедушка был евреем (в советское время он скрывал свое происхождение, но мы нашли все подтверждающие документы в архивах) — это давало нам право получить гражданство Израиля. Так, моя сестра теперь живет там уже три года. А вот я одновременно с ней переехал в Австралию.
Рабочая иммиграция в Австралию из России: почему Австралия?
А вот с Австралией получилось, на самом деле, случайно.
Как-то я купил карту мира, повесил на стену и начал выбирать — куда бы мне хотелось отправиться. К тому времени уже много где побывал, и мой кругозор немного, но сложился. Хоть меня и притягивали восточные страны, я понимал, что, например, в ту же Южную Корею просто так не попасть. Изучая вопрос, я обнаружил, что есть 4 страны, куда мне хотелось бы переехать, и это в целом было бы реально: Израиль, Италия, Канада и Австралия. Я начал изучать эти страны и возможности переезда — составил таблички с плюсами и минусами, оценил свои шансы.
Израилем занялась сестра, а я решил попробовать другие варианты. В Италии есть программа бизнес-иммиграции, но для нее нужны большие вложения на старте — насколько я помню, около €30 000 — таких денег у меня в распоряжении не было. В Канаде не было никого из знакомых, а в Австралии живут друзья — мой учитель йоги и его ученики, они переехали туда из Южной Кореи и звали меня погостить.
Путь эмиграции
Итак, я подумал: зачем ехать в гости по однократной туристической визе, если можно сразу сделать визу с более долгим сроком пребывания и путешествовать свободно? Я узнал, что в Австралии есть такая иммиграционная программа — профессиональная. В ней все устроено по балльной системе (опыт работы, знание языка, возраст, образование). Я понял, что попадаю в проходной балл. Но все равно решил, что мне нужен агент, чтобы получить консультацию знающего человека. Нагуглил агента по Австралии и нашел Артема, он рассказал мне что к чему и помог также пройти процесс апробации. Чтобы конвертировать мое образование для Австралии, нужно было собрать кучу бумаг.
Еще одна сложность была в том, что я сделал диссертацию не в институте, а на предприятии, которое к тому времени стало акционерным обществом, так что пришлось дополнительно собирать документы о том, что эта организация аккредитована Министерством образования и науки для выдачи ученых степеней. Вся эта история длилась около 2 месяцев — все это время я общался с Australian Computer Society — это общество, которое занимается подтверждением именно IT-профессий и дипломов. Все айтишники, иммигрирующие в Австралию, проходят через них.
Затем мне исполнилось 33 года, и так пропали 5 иммиграционных баллов. В январе 2016 года, когда начался весь этот процесс, я думал, что успею все сделать до того, как мне будет больше 32. Но дело в том, что это «система трубы» — попадают в отбор те, кто отправил документы раньше. Например, в Австралии есть лимит — 5000 программистов в год. То есть если к февралю приходят 5000 заявок, которые получают одобрение, то все те, кто отправил документы чуть позже, уже ждут следующего года (кстати, в Австралии новый финансовый год начинается 1 июля). И так получилось, что я отправил заявку в апреле-мае, а в тот год лимит был исчерпан уже к марту. Документы все вроде бы отправлены, и я ожидал, что у меня в копилке 65 баллов или даже больше (проходной балл — 60). Сама заявка называется Expression of interest (EOI) и подается через систему SkillSelect.
Кстати, вот основные 3 программы для рабочей иммиграции в Австралию:
- Независимая профессиональная иммиграция (вариант нашего героя) — Skilled Independent Visa. Это тот случай, когда у заявителя достаточно опыта, образования и знаний английского, чтобы приехать в Австралию и не быть привязанным к конкретному работодателю.
- Профессиональная иммиграция со спонсорством штата — Skilled Nominated Visa. Каждый штат испытывает нехватку каких-то профессионалов, например, западная Австралия очень нуждается в инженерах, а в северных регионах не хватает врачей. Соответственно, штат дает балльный грант требующимся специалистам — если они готовы приехать в конкретный штат, жить и работать там 2 года, то так можно получить дополнительные 5 баллов.
- Профессиональная иммиграция с приглашением на работу — Employer Nomination Scheme. Это получение визы для переезда по приглашению от конкретного работодателя, уже с рабочим контрактом на руках.
Если же говорить в целом, то есть два самых популярных способа переезда в Австралию. Первый — профессиональный. Если у вас есть опыт, вы можете его подтвердить и есть решимость, то профессиональная иммиграция для вас. Второй способ — это партнерские отношения, то есть женитьба. Очень много австралийцев ищут себе в жены девушек за границей. Но этот вопрос я не изучал, а только слышал от друзей.
Я подавался по программе независимой профессиональной иммиграции, по специальности Software engineer, но при этом исходя из моего опыта и образования я бы мог податься на системного разработчика, на аналитика и еще на несколько других специальностей. Вся суть этой программы в том, что мне не пришлось заранее, до переезда искать работу. Но теперь я бы посоветовал заблаговременно озаботится поиском вакансии, потому что запасы денег быстро заканчиваются — Австралия гораздо дороже Москвы, особенно это касается жилья (аренда в 1.5-2 раза дороже).
Подготовка к переезду: экзамены
Одно из важнейших условий переезда в Австралию — сдать международный экзамен по английскому. Можно предоставить сертификат о сдаче одного из трех — IELTS, TOEFL или PTE Academic (его нельзя сдать в России). Я решил обратиться к IELTS — там 4 стандартные секции: reading, listening, writing, speaking. По каждому разделу экзамена мне нужно было набрать 7 очков, чтобы по австралийским критериям получить +10 миграционных баллов и набрать нужный уровень для переезда.
При этом каждый год проходной балл в Австралии меняют, хоть и по некоторым остается уровень 65 баллов, в частности по IT-профессиям. Но если миграционная служба наблюдает большой поток иммигрантов по той или иной специальности или в определенный регион, то планку могут повысить и до 70 баллов. Так случилось и со мной — мне пришлось добирать дополнительные баллы: за опыт работы, за учебу и так далее.
У меня были сложности с секцией Writing и никак не удавалось повысить балл по этой части выше 6.5. В конце концов я записался на специальную интенсивную программу подготовки к IELTS Writing, которую проводила одна из школ, принимающих этот экзамен, и в итоге я понял, что учиться надо именно у тех преподавателей, кто имеет непосредственное отношение к этому экзамену.
Так, с пятой попытки я сдал экзамен на нужный балл. Кстати, у IELTS есть две версии: General и Academic. Я выбрал вторую, так как в ней в письменной части вторым заданием после эссе нужно было описать какое-то графическое изображение, а в версии General — написать письмо.
Весь экзамен длится около 3-4 часов. Для меня это был один из самых стрессовых этапов подготовки к переезду.
После этого я внес данные о результатах в заявку в системе SkillSelect и буквально через одну-две недели получил подтверждение о том, что моя заявление одобрено. На этом основании я заполнил заявление на 189 визу (Skilled Independent Visa) в системе Immi, оплатил визовый взнос — тогда это было $3500, сейчас около $4000, затем прошел медицинское обследование, приложил справку о несудимости и еще несколько дополнительных форм. Примерно через 1-2 месяца после одобренного EOI я получил визу.
В свою первую поездку в Австралию я решил не уезжать надолго, а отправиться на 2-3 месяца — узнать страну, сделать основные документы и решить вопросы с жильем и работой.
Рабочая иммиграция в Австралию из России: первое время после переезда
Сейчас я живу в Голд-Косте (это пригород Брисбена), а до этого я жил в пригороде Сиднея.
Первый месяц в Австралии я жил у друзей — они мне очень помогли, особенно на начальном этапе, познакомили со страной, рассказали что к чему. Когда они уезжали, я следил за их кроликом, и параллельно искал свое жилье. Также за это время я уже оформил ид-карту, сделал местный ИНН, открыл счет в банке. Еще мне очень повезло, что я почти сразу нашел тут работу, притом, что не искал ничего заранее. Это была небольшая компания, которой был нужен русскоязычный айтишник.
Свое первое жилье, небольшой дом, я нашел у одного египтянина — он строил летний домик для своей семьи, и пока работы не были завершены, он искал кого-то, кто будет арендовать его по небольшой цене. Там не было красивого участка с газоном, а на выходных владелец приезжал и продолжал ремонт. При этом я платил 250 австралийских долларов в неделю (то есть около 50 000 рублей в месяц) — и это был самый бюджетный вариант, который я мог найти. К примеру, аренда бюджетной комнаты тут стоит 100-150 австралийских долларов в неделю.
Рабочая иммиграция в Австралию из России: адаптация в новой стране
Мне казалось, что у меня отличный английский — я сдал экзамен, переводил на семинарах и общался с иностранцами. Но первые пару недель в Австралии я практически никого и ничего не понимал, меня тоже плохо понимали — у австралийцев специфическое произношение, много сленга. Я сейчас стараюсь улучшить свой акцент и больше изучать австралийскую культуру. За первый год я начал распознавать основную структуру языка и начал лучше доносить идеи, которые хотел выразить. Но тут в каждом слове есть какие-то нюансы. Очень важна интонация, поэтому, если ты хочешь донести не только общий смысл слов, но и свои чувства и эмоции, нужно изучать мелодию языка и культурные коды. Например, русские люди говорят по-английски достаточно монотонно. Еще и улыбаться мы не приучены. Поэтому, когда я, например, шутил, иногда возникала неловкость, ведь кто-то воспринял это серьезно из-за моей речи и отсутствия широкой улыбки. И таких нюансов очень много.
В целом Австралия невероятно сильно отличается от России. К слову, я понял, что в России бюрократии не так много, как кажется — тут ее чуть ли не больше.
Австралия очень сильно переживает по поводу любых биологических угроз, так как у нее есть тяжелый опыт. В стране уникальная экосистема, которой нет нигде в мире. И если что-то сюда привезти, то очень легко ее разрушить. Например, однажды сюда привезли кроликов, а они расплодились и заполонили весь континент. Правительство подумало, и сюда завезли лис, которые должны были этих кроликов съесть и восстановить баланс. Алисы, в свою очередь, стали потреблять какую-то вкусную лягушку, которая занесена в красную книгу, и съели ее всю. Так и получилось, что и кроликов много, и лис, которые друг друга как-то особо не интересуют. И подобных историй, когда что-то сюда привозят извне, очень много.
Еще у меня появился друг из Новой Зеландии, Рекс, и он меня прокачивал на тему культуры Австралии. Так получилось, что новозеландцы мне показались по менталитету ближе, чем австралийцы. Кстати, Новую Зеландию я тоже рассматривал в качестве новой страны для жизни. Рекс рассказывал о новозеландском племени Маори, и о том, что современные новозеландцы решили практически все этнические вопросы с коренным населением, и очень здорово уживаются вместе. В Австралии все-таки ощущаются нотки расизма. Многим кажется, что нужно перестать пускать мигрантов, так как по их мнению, именно чужеземцы виноваты в безработице. Есть проблема с беженцами, которые плывут в Австралию, например, с северных островов (Папуа-Новая Гвинея) и живут на пособия, а местные австралийцы, предки которых строили эти города, возмущаются, что часть зарабатываемых ими денег идет на компенсации этим иностранцам, которые якобы ничего не делают. Эту проблему здесь обсуждают, но у меня по этому поводу четкой позиции нет.
Если говорить о том, что мне не нравится в Австралии, то чего-то ярко негативного все-таки нет. Иногда тоскую по черному хлебу, но недавно нашел здесь русский магазин, и теперь у меня есть даже подсолнечное масло. Тут просто все по-другому.
Вот слово «Privacy» — его практически невозможно перевести. Это не «приватность», а какие-то личные границы, которые могут быть и пространственными, и ментальными. Австралийцы очень уважают понятие «Privacy» и понятие «Community», которое тоже очень сложно перевести. Австралия начиналась как поселение общин, которые каким-то образом взаимодействовали между собой.
В Австралии я только сейчас, пожалуй, нашел свое «комьюнити», которое занимается чем-то похожим, и с которым мне приятно общаться. Австралийцы вообще привыкли к тому, что они могут быть членами сразу нескольких комьюнити. Например, человек может играть в теннис в определенном клубе, где будут специальные членские карточки, ежегодные взносы и выборы председателя, и одновременно он может быть в союзе автолюбителей. И при этом, если он инженер, то он точно входит в профсоюз инженеров. Одновременно с этим он живет в определенном районе и входит в комьюнити района.
Все это связано с очень низкой плотностью населения, поэтому связи между людьми очень важны, ведь их немного. В Австралии живут три человека на квадратный километр, и в основном заселена только прибрежная часть материка. Если отправиться вглубь, то людей там будет все меньше и меньше.
А еще здесь просто великолепная природа.
Австралия в твоей жизни — это навсегда?
Я думаю, да. Конечно, есть главный минус — Австралия очень далеко от моей родной страны. Особенно остро чувствуешь эту связь вдалеке от своего города и близких. Я очень хочу, чтобы поскорее закончились локдауны, и снова появилась возможность перемещаться по планете, организовывать семинары, приглашать друзей и близких к себе в гости и ездить к ним самому.
Если вам интересен личный опыт эмиграции, то можете почитать следующие статьи:
Рабочая и бизнес-эмиграция в Эстонию
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию
Делаем иммиграцию проще и доступнее. Помогаем поступить в зарубежные вузы, найти работу или стажировку, выбрать подходящее направление и иммиграционную программу, организовать бизнес-релокацию в 73 страны.